Во многих статьях на моем сайте упоминается постоянная аудитория. То там, то здесь мелькают рекомендации по привлечению читательской аудитории, удержанию посетителей на своем сайте. В рассылке были статьи, целиком посвященные читательской аудитории. Важность этой темы очевидна. В этой статье, я постарался свести воедино некоторые ключевые моменты и изложить их вместе со своим опытом.
Огромное количество самых разнообразных действий ведет к возникновению у издания постоянной читательской аудитори (смею вас уверить, что разнообразие разрушающих действий - не меньше), но всех их объединяет одна вещь - это общение, взаимодействие издателя и читателей. И что важно, этот контакт - не односторонний: вы также и разговариваете. Скажем так: диалог издателя с читателем, где издатель всегда является лидером.
Если вспомнить Вебера, то в основе нашего поведения и принимаемых решений, с точки зрения социологии, лежит действие " направленное на другого". Говоря человеческим языком, все наши действия постоянно коррелируются в соответствии с поведением окружающих, а также с нашим представлением, об ожидаемых от нас действиях. Здесь важно именно то, что наши действия постоянно зависят от окружающих, то той оценки, которую мы постоянно явно или неявно получаем, и , что еще важнее, - наши действия всегда(!) рассчитаны на окружающих.
Все вышесказанное означает, что когда человек (любой человек!) совершает какое-либо действие, то он , прежде всего, рассчитывает на реакцию, ответное действие и без этого его действие не является завершенным, а цели достигнутыми. Достаточно очевидно, что ожидаемое человеком ответное действие должно быть адекватным (не обязательно положительным), действие же неадекватное означает несовместимость вашей логики с логикой посетителя.
Здесь мы возвращаемся к основе интернет - интерактивности - тому, что предопределило такой быстрый и мощный рост сети, как новому масс-медиа, как новой среде, для работы, общения и возможно, в скором времени - существования. Интерактивность, как возможность вмешиваться в любые протекающие вокруг процессы, приобретает сейчас в мире все большее значение. Причем, не только в сферах информационных и коммуникационных потоков, но и во всех остальных областях человеческой деятельности.
А раз интерактивность имеет такое колоссальное значение в современном информационном обществе, то почему бы вам не предоставить своим посетителям подобные возможности?
Одним из самых простых способов наладить с посетителями обратную связь (если, конечно , не считать электронной почты) является конференция. Простая в инсталяции, доступная невообразимым количеством разнообразных скриптов или просто бесплатных сервисов конференция представляется нам чрезвычайно удобным и легким в использовании инструментом. Для обслуживания конференции обычно достаточно одного человека, что тоже является очень большим плюсом.
Важно, что вы можете создать несколько коференций по разным тематикам при одном сайте и создать вокруг каждой свою отдельную аудиторию. Таким образом, вы можете создать на своем сайте не один круг постоянных читателей, а несколько разных с разными интересами и уровнем подготовки.
В этом кроется своя особенная прелесть. Представим на минуту, что вы содержите сайт, посвященный разведению, продаже и использованию дождевых червей. В составе вашей целевой аудитории, будут фермеры, разводящие червей (им интересно, чем кормить своих любимцев), диллеры (их интересуют, прежде всего, новинки рынка и планы на урожай) и рыбаки (которые кровно заинтересованы в качестве поставляемого товара). Естественно, что рыбакам неинтересно обсуждать диллерские цены на червя кольчатого обыкновенного, а фермерам - клев на червя полосатого дождевого по утру. Все эти группы имеют свои вопросы, которые они хотели бы обсудить с вами и между собой, поэтому необходимость в конференции присутствует. Единственный разумный выход для вас - это создать несколько разных целевых обсуждений на разных досках, чтобы не смешивать эти аудитории и не упускать их со своего сайта - это обсуждение для рыбаков, отдельно - для диллеров и - отдельно - для червезаводчиков. Причем, как эксперт, вы можете в одиночку обслуживать все эти конференции.
Для любой конференции большое значение имеет название, основная , заданная основателем тема. Естественно, никто не будет строго придерживаться темы, но она обеспечивает, во-первых, интерес к собственно обсуждению (работает "завлекалочкой"), а, во-вторых, сдерживает тематическое расползание обсуждений .
Я многократно отмечал, как потенциально очень интересная конференция привлекает крайне мало народу, из-за плохо выраженной темы, скучно поданного заголовка. К выбору темы для конференции нужно подходить не менее тщательно, чем к созданию названия вашего сайта или слогана для вашей фирмы.
Конференция требует постоянной поддержки со стороны ее создателя. Очень многие люди задают на вашем форуме какие-то вопросы по теме и ждут от вас, как от эксперта грамотного, развернутого ответа. Если вы не отвечаете вовремя, если вы не поддерживаете дискуссий , не культивируете, тем самым, развитие темы, то форум умрет, причем довольно быстро. Есть, конечно, тут свои возражения.
Например, со временем, вокруг вашей конференции может (собственно, для этого она и создавалась) образоваться группа постоянных читателей. Это будут такие же эксперты , как вы или, по крайней мере, заинтересованные в вашей тематике люди.
Если вам удалось сформировать такую аудиторию из постоянных участников, то можете считать свой труд успешным. Отныне, вам уже не нужно неусыпно беспокоиться о своей конференции. Ваши постоянные посетители сами ответят на большинство приходящих вопросов и не дадут зачахнуть интересным дискуссиям.
Есть на каждой конференции и неприятная обязанность - модерация, то есть отсеивание сообщений не соответствующих теме, хамских, откровенно рекламных и пр. Модерация необходима, если вы не хотите, чтобы ваш форум превратился в помойку, более того, ее нельзя запускать, так, объем мусора растет по экспоненте (в чистом месте вы бумажку не бросите). Вы можете просматривать сообщения как до публикации, так и после, причем, по своему опыту, я рекомендую делать это после, так как тогда, ваша конференция не зависит от вашего расписания и может существовать, даже, если вы не сможете какое- то время осуществлять, модерацию.
Что дает вам форум? Во-первых, как уже говорилось контакт с вашими посетителями, формирование целевой аудитории, создание сообщества вокруг вашего сайта. Во-вторых, вы создаете облик вашего сайта, как места где можно получить помощь. Так ваш сайт приобретает хорошую репутацию стоящего ресурса. В-третьих, конечно, это некоторый (возможно, весьма незначительный) приток дополнительных посетителей.
Важно, что конференция - это большой кирпич в основании информационного ресурса. Вполне вероятно, что она станет одним из краеугольных камней вашего сайта, и пренебрегать ею ни в коем случае не следует.